ИСТОРИЯ (1988-2003 г.г.) |
РАЗРАБОТКИ КАФЕДРЫ |
|
Из дневниковых записей заведующего кафедрой В.Я. Распопова и отчетных документов кафедры 1988 год В 1987 г. после защиты докторской диссертации в МВТУ им. Н.Э. Баумана я получил предложение от ректората участвовать в конкурсе на замещение должности заведующего кафедрой. В.К. Карпов в это время был проректором ТулПИ по научной работе и одновременно заведующим кафедрой СОГЭ, т. е. эта должность не была вакантной. В.К. Карпов сказал, что исполнять две должности с полной отдачей он не сможет и предпочитает быть проректором, а мне нужно принять участие в конкурсе, т. к. на должность зав. кафедрой претендует В.И. Токарев, исполняющий обязанности заместителя и у А.Я. Шайденко и у В.К. Карпова. Я был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой и сразу столкнулся с первой трудностью – В.И. Токарев отказался исполнять обязанности заместителя заведующего кафедрой. Я обратился за помощью к С.В. Рогову и Е.Т. Евстигнееву, предложив им стать кураторами соответственно специальностей 18.12 и 18.1, и получил согласие. Всю черновую работу по планированию учебной нагрузки взял на себя Р.В. Кожуров. Таким образом, капитан и главные специалисты заняли места и корабль кафедры смог продолжить свое плавание сквозь годы. Разумеется, “флагманские” специалисты А.Я. Шайденко и В.К. Карпов были всегда готовы помочь, и их советы помогали держать правильный курс. А время – самый разгул демократии. До искусственного развала СССР оставалось всего ничего, мощное государство нищало, а вместе с ним и высшая школа. А ведь совсем недавно, по историческим меркам, СССР был передовой развитой державой. Уместно напомнить, что в 1960 г. в СССР было 3 млн. 445 тыс. специалистов с высшим образованием, а в США – 4 млн. 100 тыс. В 1980 г. в США – 18 млн. с высшим образованием, а в СССР – 12 млн. 370 тыс., из которых только 6 млн. – инженеры. А если учесть, что из этого числа только 1,5 млн. инженеров трудились в сфере созидания, а остальные - управленцы, специалисты по охране труда и прочие, то станет ясна одна из главных причин нашего отставания и наступления эпохи техногенных катастроф. Реформаторы от высшей школы начали реформы, которые продолжаются и сейчас. Жизнь показала, что далеко не все было продумано. Достаточно вспомнить о пресловутом Хозрасчетном научном объединении (ХНО), в фонд которого регулярно делали отчисления, а обратно – ничего. Из этого реформаторского зуда руководство института выделяло рациональную составляющую. Так, по итогам Всесоюзного совещания по народному образованию на Совете ТулПИ 30.12.88 г. ректор Э.М. Соколов сформулировал не вызывающие сомнений задачи: 1) Коренное обновление учебной и исследовательской базы. 2) Создание прогрессивных технологий обучения. 3) Интеграция учебной и исследовательской работы. 4) Прием и распределение на основе прямых договоров с предприятиями. 5) Привлечение для преподавания ведущих специалистов предприятий. 6) Новые формы профориентационной работы. Собственно, в той или иной форме над этими задачами коллектив кафедры работал постоянно. Главной задачей остается всегда укрепление кадрового потенциала. В марте 1988 г. на работу был принят Р. Н. Насибулин, окончивший нашу кафедру и 10 лет проработавший на заводе “Металлист” (г. Серпухов). Кафедра получила исполнительного и инициативного сотрудника. Ректор Э. М. Соколов 19.05.88 г. выделил дополнительную штатную единицу ассистента, которую занял Ю.В. Иванов. На заседании кафедры 25.05.88 г. О. Г. Корякин, который в то время работал инструктором обкома КПСС, был представлен к ученому званию доцента, В.И. Родионов был отправлен на пятимесячную стажировку в Институт океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР (г. Москва) и КБП (г. Тула), а В.В. Савельев - на ФПК в МАИ (г. Москва). В этот период особенно интенсивно начинает работать филиал кафедры в НИИ “Стрела”, который возглавил Л.Н. Толкалин. Официальное знакомство с Л.Н. Толкалиным состоялось 25.05.88 г., когда на заседании кафедры он изложил свое видение нашего сотрудничества. Л.Н. Толкалин сделал очень много не только в плане учебной работы, но и в оказании реальной помощи по снабжению кафедры разнообразными приборами и установками. Аспирантура при кафедре продолжала успешно работать, и 18.11.88г. свои работы доложили А. В. Болоболкин и В. П. Суханов (рук. В. К. Карпов). Получилось так, что защитил диссертацию только А.В. Болоболкин, который в настоящее время работает в одной из коммерческих структур г. Москвы. Оборудование кафедры - вечная головная боль любого заведующего кафедрой. В этом году удалось получить большое количество различных материалов, в том числе кровельное железо на Машзаводе, а также расходные материалы на заводе “Октава” и НИИ “Стрела”. Строительных материалов было получено столько, что их вполне хватило для ремонта лабораторий на ул. Менделеевской. Одновременно было начато обновление лабораторий в первом учебном корпусе. Практически все работы были выполнены силами кафедры (лаборантами В. М. Власовым, А.И. Федосовам и М. Ф. Мельниковым. По моей инициативе было принято решение об усилении подготовки по электронике и микропроцессорной технике и поручено Е.Т. Евстигнееву и Ю.В. Иванову приступить к созданию этих лабораторий. Была проведена большая работа по “выравниванию” сроков подготовки по специальностям 18.11 и 18.12. Выпуск 1988 года инженеров по специальности 0622 "Электрооборудование ЛА", группы 1421, 1422:
Выпуск 1988 года инженеров по специальности 0609 "Гироскопические приборы и устройства", группы 1231, 1232:
Огромную работу по корректировке учебных планов выполнили С.В. Рогов, Е.Т. Евстигнеев, Р.В. Кожуров. В подготовке абитуриентов большую роль играла “Школа юного навигатора”, организованная и руководимая С.В. Роговым. Была начата работа, продолжающаяся и по сей день, по заключению прямых договоров на подготовку специалистов с предприятиями г. Протвино (отв. В.И. Слюсарев), г. Мичуринск (отв. А.Д. Фирсов), г. Тула (отв. С.В. Рогов, Е.Т. Евстигнеев, Ю.В. Иванов). Продолжались работы по хозяйственным договорам. В Финляндии (г. Раума) на научно-исследовательском судне “Академик Иоффе” смонтирован и прошел испытания второй вариант устройства стабилизации оси визирования УСОВ-2 (науч. руководитель В.И. Родионов). Усилились работы по оборонной тематике. Началось налаживание контактов с рядом подразделений предприятий Тулы, Арзамаса, Москвы и Мичуринска, которое уже в следующем году завершилось заключением хозяйственных договоров. Появились интересные задачи, ранее не предлагавшиеся кафедре. Так, Л.Н. Толкалин предложил решить задачу об измерении координат площадки, расположенной на выдвижной мачте. Задача в дальнейшем была успешно решена Е.Т. Евстигнеевым. В издательстве “Машиностроение” (Москва) вышла монография коллектива авторов (от кафедры В.Я. Распопов и В.В. Савельев) “Трехстепенные гироскопы с импульсными гиромоторами”. 21.12.1988 г. было опубликовано обращение ЦК КПСС Всесоюзному съезду работников Народного образования: “...Задача большой государственной важности – коренное обновление учебной и исследовательской базы народного образования. Существенно увеличиваются ассигнования на эти цели. Усиливается материальное и моральное стимулирование педагогического труда. Принимаются меры к тому, чтобы ресурсы на нужды народного образования выделить в первую очередь”. Как говорится, “их бы устами, да мед пить”. 1989 год В 1988 г. состоялось Европейское совещание министров просвещения. Министры были озабочены снижением общего уровня образования: недостаточной гуманитарной подготовкой, состоянием информационных технологий, слабой интеграцией высшей школы с другими институтами общества. Разумеется, все эти проблемы были присущи и советской высшей школе. Прошли времена, когда выделялось оборудование, деньги на его приобретение, а заводы с легкостью передавали приборы и техническую документацию ВУЗам. Теперь вся забота о высшей школе свелась к совещаниям ЦК КПСС и приказам о необходимости подать заявки на оборудование. Например, 6.06.89 г. вышел подобный приказ по Минвузу РСФСР за подписью зам. министра О.М. Петрова, скрепленный печатью ХНО, о необходимости подать заявки на оборудование, которые, разумеется, удовлетворены не были. В условиях хронического недофинансирования ВУЗы пытались держать качество подготовки специалистов на том высочайшем уровне, который привел к взлету нашей ракетно-космической науки и не только, и появился знаменитый доклад в 1961 г. специальной комиссии Конгресса США, который начинался словами: “Нация в опасности...”. Наша наука еще жила. Продолжалось осуществление проекта “Энергия-Буран”, в Протвино велось строительство крупнейшего ускорителя заряженных частиц. Академия Наук СССР имела еще приличный годовой бюджет в 2 млрд. руб. (в ценах 1987 г.). Но престиж ученого, инженера, преподавателя в обществе постепенно падал. В условиях, когда правительство, как говорилось в анекдоте, делало вид, что оно платит за работу, а народ делал вид, что работает, никакие системы “ЦИПС”, “Ритм”, хотя они и сыграли положительную роль, не могли сохранить качество подготовки специалистов. По данным журнала “Техника и наука” (1988, № 11) среднемесячная зарплата инженеров в США составляла около 3,3 тыс. долларов в месяц, что было в 2,3 раза выше средней оплаты рабочих и служащих и даже на 12% выше зарплаты ученых. Становлению и поддержанию высокого социального статуса инженеров способствуют их профессиональные ассоциации. Самая известная из них – Американская ассоциация инженерных обществ, одна из главных задач которой – контроль за подготовкой дипломированных специалистов высокого качества. Во многих университетах и колледжах, имеющих мощную финансовую поддержку фирм –потребителей их выпускников, обязательное посещение аудиторных занятий сведено к минимуму – до 12-14 часов в неделю. Акцент не на традиционные формы обучения – лекции, семинары, а на индивидуальную исследовательскую работу. На это отводится времени в среднем в три раза больше, чем на аудиторные занятия. Инерция лучшего, что было в СССР, еще продолжала работать. НИИ “Стрела”, бесплатно передала кафедре и смонтировала комплекс АРМ-СМ-3000. В аудитории 2-408б была создана лаборатория инженерного творчества, и некоторое время велось обучение основам САПР. К слову сказать, в аудитории 2-408б размещалась научная группа В.К. Карпова, которая перешла в аудиторию 2-411. В.К. Карпов с большим пониманием отнесся к моей просьбе об освобождении аудитории 2-408б, хотя, будучи проректором, он мог сказать: “Нет”. Я всегда вспоминаю с благодарностью все, что сделал для кафедры В.К. Карпов, не являясь ее заведующим. Было безвозмездно получено оборудование на сумму порядка 788 тыс. руб. (в ценах 1987 г.), в том числе от завода “Прогресс” две ЭВМ типа “Нейрон” (отв. О. Г. Корякин), приборы и элементы от ПО “Полет” (В.И. Токарев целую неделю занимался вопросами передачи оборудования в г. Омске). Кафедра сохранила свой авторитет, и совместно с ЛИАП (г. Ленинград) в мае была проведена вторая Всесоюзная конференция “Гироскопические системы и их элементы”. Обучение студентов происходило обычным порядком. Выпуск 1989 года инженеров по специальности 0622 "Электрооборудование ЛА", группы 1431, 1432:
Выпуск 1989 года инженеров по специальности 0609 "Гироскопические приборы и устройства", группа 1241:
Продолжался поиск новых хоздоговорных тем. НИИ РТА предложил разработку гироскопической оптоэлектронной системы. “Южморгео” (г. Геленджик) предложил целую серию тем, связанных с подводной навигацией роботов. |
1. Высокоточный гравиметрический комплекс "ГРИН" и "ГРИН-М" 2. Датчики ИИУ-М, ИИУ-М2, ИИУ-М3, предназначенные для измерения превышения одного рельса над другим 3. Измеритель наклона "ИН-2" для измерения угла превышения одного рельса над другим 4. Система стабилизации и управления оптической линией визирования 5. Балансировочное устройство для высокоскоростных микротурбин 6. Гироприбор для измерения углов крена и тангажа 7. Устройство отбора игл вязальной машины 8. Поплавково-турбинный счетчик газа или жидкости 9. Разработан и изготовлен учебный импульсный гироскоп УИГ-1 10. Компьютерная система диагностики бронхолегочной системы человека 11. Прибор для измерения биомеханических реакций жизненных функций организма
|
Главная| История| Персоналии| Абитуриенту| Разработки | |||
---|---|---|---|
© 2004. ТулГУ. Кафедра Приборы Управления |