ИСТОРИЯ (1977-1987 г.г.)

РАЗРАБОТКИ КАФЕДРЫ

 
Главная
История
Сотрудники
Выпускники
Абитуриенту
Разработки
Ссылки
Гостевая книга

В 1978 г. заведующим кафедрой “Гироскопические приборы и устройства” был избран В.К. Карпов, кандидат технических наук и перспективный доцент.

К этому времени кафедра имела следующий профессорско-преподавательский и лаборантский состав:

  1. Шайденко Анатолий Яковлевич - профессор.
  2. Евстигнеев Евгений Тимофеевич – доцент.
  3. Карпов Виктор Константинович – доцент.
  4. Распопов Владимир Яковлевич – доцент.
  5. Рогов Сергей Васильевич - доцент.
  6. Савельев Валерий Викторович – доцент.
  7. Токарев Владимир Иванович – доцент.
  8. Кожуров Римм Владимирович - ст. преподаватель.
  9. Трошина Ираида Георгиевна – ассистент.
  10. Червонный Андрей Михайлович – ст. лаборант.
  11. Мельников Михаил Федорович – лаборант.
  12. Митяева ольга Николаепна – лаборант.
  13. Привезенцева Татьяна Николаевна – лаборант.
  14. Ярасов Николай Павлович - механик.

Кафедра размещалась в первом учебном корпусе на четвертом этаже и в бывшем здании церкви на улице Менделеевской. На кафедре активно велась научно-исследовательская работа.

Самая большая по численности научная группа инженеров НИС была у А.Я. Шайденко. В нее входили Ю.П. Илюхин, А.В. Лапаев, Г.Г. Ефремова, В.Г. Бородина, Е.А. Евстигнеева, Т.А. Барышникова.

В.К. Карпов возглавлял вторую по численности группу сотрудников, в которую входил доценты: С.В. Рогов, В.К. Тарасов и инженеры: Г.М. Гаврилина, М.А. Савельева, О.Г. Корякин, В.И. Родионов.

Третью научную группу возглавляли доценты В.Я. Распопов и В.В. Савельев.

Виктор Константинович был специалистом по автоматическому управлению, поэтому в качестве научного направления он выбрал разработку управляемых гиростабилизаторов. В то время даже сам термин “управляемый гиростабилизатор” подвергался критике не только со стороны специалистов, занимающихся теорией систем управления, но и гироскопистов, разрабатывающих корректируемые гиростабилизаторы. Поэтому первые исследования научного коллектива были направлены на изучение состояния теории и практики гиростабилизаторов, работающих в следящих системах, и пояснение принятой терминологии. Хорошо, что уже десять лет назад вышла книга Бесекерского В.А. и Фабриканта Е.А. “Динамический синтез систем гироскопической стабилизации”, в которой целый раздел был посвящен управляемым гиростабилизаторам.

Первым макетным образцом была гироскопическая стабилизирующая платформа слежения ГСПС “Спутник”, изготовленная по хоздоговорной теме, переданной В.К. Карпову А.Я. Шайденко. Платформа разрабатывалась по заданию ЦКБ “Алмаз” (г. Херсон) для научно-исследовательских судов, строящихся в то время на заводе “Океан” в г. Николаеве. Однако при передаче технической документации и закрытии очередного этапа выяснилось, что Генеральный заказчик уже полгода не финансирует весь проект оснащения этими установками строящихся судов, и наша работа не была оплачена. Макетный образец ГСПС “Спутник” остался на кафедре. Он был приспособлен к учебному процессу. Студенты изучали ее конструкцию и модернизировали отдельные узлы в своих курсовых и дипломных проектах. В настоящее время установка находится в музее кафедры.

Однако усилия группы не пропали даром. Накопленный опыт и теоретический материал позволили взяться за решение проблемы управления гиростабилизаторами. В 1977 г. заключается хоздоговор с ЦНИИ им. Крылова (г. Ленинград) на создание следящего силового гиростабилизатора, управляемого от оптико-электронного координатора, в 1978 г. – с ЦКБ “Сокол” (г. Черкассы) на разработку управляемого стабилизатора зеркала. С 1979 по 1984 год группа В.К. Карпова работала по заказу тульских предприятий: Конструкторского бюро приборостроения и Центрального конструкторского бюро аппаратостроения. К этому времени ее состав заметно увеличился. С 1980 г. старшим научным сотрудником стал работать В.В. Кулешов, старшим инженером-программистом - Г.А. Лукьянов, лаборантом - О.Н. Митяева, материально ответственным был А.М. Червонный.

В 1978 году на кафедру ГПиУ перешел старейший работник института, участник Великой Отечественной войны В.М. Власов.

Вячеслав Михайлович был рабочим по духу. Он не мог сидеть без дела, и на кафедре всегда находилась для него текущая работа. Он изготавливал макеты, оборудовал лаборатории, ремонтировал электропроводку и вообще трудно назвать то, чего он не делал.

В 1978 г. после увольнения из Вооруженных Сил стал работать на кафедре ГПиУ Гусейнов Д.А.

По специальности Гусейнов Д.А. радиотелеграфист и телеграфист. “Вся моя служба, - вспоминает Гусейнов Д.А., - прошла в 239 отдельной роте связи, которая прямо подчинялась штабу дивизии в/ч 21879. Рота обслуживала штаб дивизии связью. Это была радиосвязь, телеграфная, телефонная связь, аппаратура засекречивания связи, радиорелейная аппаратура. В мои обязанности входило поддержание непрерывной круглосуточной связи дивизии со штабом и Московским военным округом. Очень часто приходилось летать со штабом дивизии для обеспечения связи дивизии с ее полками. Если бы спросили меня, в каких городах я был? Я бы не смог ответить, где я не был. Я облетал почти весь Советский Союз.

Группа НИС, которую возглавлял А.Я. Шайденко, была самая крупная на кафедре, в нее входило много сотрудников, преподавателей и студентов. А. Я. Шайденко имел много хозяйственных договоров с разными городами СССР. На протяжении многих лет мы сотрудничали с Ленинградским Гидрографическим предприятием, для которого изготовляли компенсаторы качки на высокоточной гиростабилизированной платформе.

Основная рабочая сила группы (Иванов Ю.В., Илюхин Ю.П., Лапаев А.В., и я) устанавливали на кораблях компенсаторы качки и выходили с ними в экспедиции. Мы выезжали в Архангельск, Мурманск и Тикси в зависимости от порта приписки корабля. Мы устанавливали свои изделия на кораблях: “Пахтусов”, “Киреев”, “Смирницкий”, “Башмаков”, “Толь” и других. Конечно, не все шло у нас гладко, были и неполадки, приходилось работать днем и ночью, но поставленную задачу всегда выполняли. В основном, плавали мы в Белом, Баренцевом и Карском морях.

Запомнился один эпизод нашего плавания. Однажды мы получили телеграмму, что на корабле “Пахтусов” неисправно наше изделие и просят приехать наших специалистов в Амдерму, где находился “Пахтусов”. Был сентябрь месяц. Мы с А.В. Лапаевым прилетели Амдерму ночью, а там метель и пурга, но кое-как добрались до гостиницы, переночевали, а на следующий день нас доставили на корабль. Неисправность мы устранили, и теперь стояла задача, как вернуться домой? Капитан сказал, что нас с первым встречным судном отправят в Мурманск. Вблизи от нас находился сухогруз “Смидович”, на котором проводили учебно-тренировочные маневры “человек за бортом”. Через некоторое время на 70 широте в Баренцевом море к нам подошла шлюпка, и мы по веревочной лестнице спустились в шлюпку при сильном волнении около 5 – 6 баллов.

Когда мы подошли к “Смидовичу”, то он нам показался великаном, длина которого 152м., а высота примерно с 5 – 6 этажный дом. Наша шлюпка никак не могла подойти к судну, несколько раз ударялись о борт, огромные волны швыряли нашу шлюпку как щепку. После нескольких попыток мы приблизились к судну, и нашу шлюпку подцепили крюком подъемного крана и подняли на палубу судна. Мы с А.В. Лапаевым долгое время не могли прийти в себя”.

С 1981г. Д.А. Гусейнов работает в должности монтажника радиоаппаратуры и приборов. По учебному процессу он помогал А.Я. Шайденко в изготовлении и проведении лабораторных работ, поддерживал порядок в лаборатории, так что приборы и оборудование всегда находились в исправном и работоспособном состоянии.

В 1983 по итогам конкурса на лучшую научную работу сотрудников института по технологическим видам Д.А. Гусейнов награжден дипломом III степени. Ему присуждена III премия за НИР “Опыт разработки и внедрения в народное хозяйство высокоточной гиростабилизированной платформы ВГСП.

С началом “перестройки”, когда закрылись хоздоговорные темы, примерно с 1986 г., Д.А. Гусейнов стал работать лаборантом по учебному процессу. В лаборатории 415-а им изготовлено несколько новых лабораторных работ, устранены неисправности приборов и оборудования в других лабораториях кафедры.

Приборы, изготовленные с его участием, экспонировались на международных выставках “Лейпциг-97” и “Путевые машины” 98, 99.

Далее...

1. Высокоточный гравиметрический комплекс "ГРИН" и "ГРИН-М"

2. Датчики ИИУ-М, ИИУ-М2, ИИУ-М3, предназначенные для измерения превышения одного рельса над другим

3. Измеритель наклона "ИН-2" для измерения угла превышения одного рельса над другим

4. Система стабилизации и управления оптической линией визирования

5. Балансировочное устройство для высокоскоростных микротурбин

6. Гироприбор для измерения углов крена и тангажа

7. Устройство отбора игл вязальной машины

8. Поплавково-турбинный счетчик газа или жидкости

9. Разработан и изготовлен учебный импульсный гироскоп УИГ-1

10. Компьютерная система диагностики бронхолегочной системы человека

11. Прибор для измерения биомеханических реакций жизненных функций организма

 

Главная| История| Персоналии| Абитуриенту| Разработки

© 2004. ТулГУ. Кафедра Приборы Управления

Hosted by uCoz