ИСТОРИЯ (1961-1976 г.г.)

РАЗРАБОТКИ КАФЕДРЫ

 
Главная
История
Сотрудники
Выпускники
Абитуриенту
Разработки
Ссылки
Гостевая книга

Мое двухлетнее участие в проекте свелось к конструированию собственно платформы и к расчету оптимальных режимов работы системы стабилизации горизонта в условиях качки. Потом платформа получила название “Север”, хотя параметры бортовой и вертикальной качки при расчете, как я помню, выбирались для акватории Черного моря. Я и сейчас с ужасом вспоминаю трудоемкость и вычислительную громоздкость, тогда передовых, “ручных”, графоаналитических методов оптимизации стохастических систем.

Я весьма признателен и тогдашним старшекурсникам - Саше Фирсову и др., которые всегда были готовы дать и дружеский совет и оказать реальную помощь. В результате появился, на мой тогдашний взгляд, вполне приличный дипломный проект, который я успешно защитил.

Вспоминая слова Ф.И. Тютчева: “Что самое хорошее образование - это самообразование, и оно особенно хорошо тогда, когда получено всякое образование", я хочу выразить кафедре благодарность, прежде всего, именно за это всякое образование, кафедральную в целом мудрость. Действительно, жизнь - лучший учитель, и она не учит только того, кто не хочет учиться. Погружаясь в комфортную образовательную среду, созданную кафедрой, я испытывал желание учиться, познавать новое.

Когда позднее, в семидесятых, мне впервые пришлось прочитать в рукописи перевод с английского книги американского специалиста в области человеческих отношений Дейла Карнеги о философии жизни, я вдруг подумал, что я это уже когда-то слышал. Действительно, вспоминаю сейчас житейские советы А.Я. Шайденко и других преподавателей кафедры, которые они ненавязчиво давали нам, как в аудитории, так и в личных беседах, иногда поучая, а зачастую и дружески.

Доброжелательность, готовность оказать помощь в трудные моменты студенческого бытия, которые бывали, я думаю у многих из нас, я бы также записал в актив кафедры. Пытаясь создать на кафедре автоматики и телемеханики, которой я вот уже третий срок заведую, подобный, дружественный интерфейс, я все более убеждаюсь, что это далеко не просто.

Трудно забыть и встречи "без галстуков", которые кафедра устраивала для нас, когда мы могли быть на "короткой ноге" не только с молодыми преподавателями, но и с самим заведующим кафедрой, раскрепощала наше сознание, все более утверждала нас в мысли, что они - преподаватели, такие же нормальные люди, как и мы. Что уж и не такой недоступный, ведущий правильный образ жизни Валера Савельев (так наши девочки, иногда, его про себя называли), пытавшийся казаться не по возрасту серьезным и строгим, накручивающий каждый божий день на велосипеде километраж до Ясной Поляны. Не таким уж вальяжным, после таких встреч, представлялся, энергичный и толковый организатор Ознобкин О.Д., и что ему также, иногда, была нужна дружеская помощь (когда "галстук" был туговат). Думается, многое, сами того не сознавая, мы почерпнули у добрейшего, и, наверное, интеллигента не в первом поколении, Пронюшкина Ю.И., и у целеустремленного, настойчивого и уверенного в себе Карпова В.К. Примеры коммуникабельности, доброжелательности в общении и умения слушать являл нам Сошнев С.И. С удовольствием я погружался в философские рассуждения Платонова В.К., глубина мысли, которого, меня в то время поражала.

До нас доходили слухи, что, где-то там далеко и высоко, в аспирантуре, учатся еще не менее яркие личности, которых, к сожалению, я так и не смог лицезреть за время своего студенчества (Рогов С.В., Матвеев В.А., Распопов В.Я., про которого, много позже, в Питере, мне рассказывали почти легенду, как он умеет раскручивать вручную пороховые гироскопы).

Став сам позже преподавателем, я узнал, что кафедра была обязана заниматься и формированием у своих студентов коммунистического мировоззрения. Не могу сказать, удалось ли им это и многие ли из нас стали убежденными коммунистами, но одно не вызывает сомнения, что мы чувствовали себя членами коллектива, социума, гражданами своей страны (не думаю, что громко звучит). Справедливости ради, однако, замечу, что наш современник Фазиль Искандер понимает под гражданственностью еще и способность человека донести окурок до урны, чему мы, к сожалению не всегда соответствовали. Несколько, извиняет, лишь то, что и государственность по Искандеру - это когда путь до этой урны не столь длинный.

Выпав из родительского гнезда, и, находясь в свободном полете, я вынужден был учиться, как-то управлять этим полетом. Осваивая правила студенческого общежития и реального бытия, ведя свое собственное, хотя и весьма скромное хозяйство, я учился поначалу просто выживать, поскольку кормиться приходилось, практически, на одну стипендию. Приехав в Тулу, я к тому же продолжил свои занятия физкультурой, т.е. культурой с применением силы (к моменту поступления в институт я имел 1-ый разряд по боксу), что требовало дополнительной энергии. Выступления за сборную института, иногда и области, на зональных первенствах России в Смоленске, Иванове и других городах требовали интенсивных тренировок и, чтобы выдержать достаточно большие физические нагрузки, приходилось добывать калорийную пищу. В результате, получая почти регулярно повышенную стипендию, пришлось еще подрабатывать: в каникулы на заводе, а иногда и в семестре, разгружать вагоны, работать по хоздоговору на кафедре и т. д. Помогала и кафедра физвоспитания, организуя спортивные сборы и подкармливая нас.

На третьем курсе своего студенчества я сильно и надолго увлекся модным в то время подводным плаванием, записавшись в одну из первых в Туле секций, созданную энтузиастами этого нового вида спорта в нашем институте. Мы уделяли много времени, и не только, собственно, плаванию в ластах, подводному нырянию, но и проектированию, конструированию, изготовлению и испытанию приборов для подводного ориентирования, фото, кино-боксов, подводных вспышек и др. Занимались модернизацией ласт, аквалангов, а разработанная конструкция пневматического ружья типа “труба в трубе”, была столь удачной в эксплуатации, что вскоре встала известной и за пределами Тулы.

Оценивая свою жизнь с высоты возраста, я иногда спрашиваю себя: “Стоило ли так петлять по дороге жизни, и не лучше ли было бы, если бы судьба позволила сосредоточиться, сделать карьеру в какой-то, конкретной предметной области?” Возможно, удалось бы добиться больших успехов в профессии. Не знаю, смог бы я заниматься только своими делом, не уделяя внимания своей семье, самым близким и по определению, и по духу людям. Наши дети принимали участие во многих наших поездках и походах с малых лет. Они воспитывались в дружеской среде единомышленников, для которых девизом всегда были: “родина, совесть и наука”. Путешествуя вместе с нами, они имели свои обязанности, учились быть ответственными, переносить лишения, ценить дружбу. Слушая по вечерам беседы сидящих у костра, присоединяя свой голос к общему хору поющих походные песни друзей, они ощущали силу коллектива, становились взрослее, оставаясь детьми. В связи с этим я часто вспоминаю слова историка и философа В.0. Ключевского: “Мысль без морали - недомыслие, мораль без мысли - фанатизм”. И остается только сожалеть, что “перестройка”, дав нам свободу слова, так ограничила свободу общения, резко уменьшила возможности передвижения, встреч с живой природой, с прекрасными людьми.

Но, как говорится: “нет худа без добра”. Да, в лихолетье девяностых, наконец-то, появилась возможность сосредоточиться и систематизировать накопленный научный материал, изложить основы прикладной теории оценивания в реальном времени скрытых внутренних переменных динамических систем по косвенным измерениям. Потребовалось немалое время, чтобы обработать и интерпретировать полученные результаты, выступить с докладами на конференциях, опубликовать основы теории и прикладные решения в научных журналах и монографиях. Немало времени и упорного труда пришлось потратить и на написание, оформление и защиту докторской диссертации. И если бы не лихолетье, кто знает, пришлось бы взяться за столь тяжкий труд.

Если еще в начале девяностых на кафедру, действительно, шли лучшие и почитали за честь работать на ней, то уже к концу прошедшего десятилетия их уже было практически трудно “завлечь” за “известную” зарплату. Правда, еще в 1991 г. первый президент России, отмечая приоритет образования, издал свой первый указ, обнародованный, кстати, впервые в Туле, в котором указал, что зарплата работников высшей школы должна быть в два раза выше, чем средняя зарплата в промышленности. Однако указ так и остался на бумаге (хотели как лучше, а получилось, как всегда). Сегодня зарплата преподавателей вузов в эквивалентном пересчете существенно ниже их зарплаты в 1991 г. и ниже средней по промышленности. Должностные же оклады учебно-вспомогательного персонала просто стыдно произносить вслух. В результате способные, талантливые ребята не остаются в вузе и ищут работу в более “хлебных” местах. Те же, кто сегодня работают на кафедре, вынуждены еще и подрабатывать, чтобы, как-то, прокормить семью. И понятно, почему им не до внедрения новых образовательных технологий.

В результате, многие кафедры, не имея полного штата преподавателей, работают сейчас с большой перегрузкой, что, несомненно, сказывается на качестве обучения и не позволяет создать кадровый резерв. И вполне очевидно, что это еще аукнется будущим поколениям. Выступления же чиновников от министерства образования о перспективах высшей школы, пока, увы, не вызывают большого оптимизма.

В связи с вышеизложенным я хочу выразить искреннюю признательность своим учителям и преподавателям кафедры “гироскопов”, которые, несмотря на все лишения, и, уже, фактически, как подвижники, продолжают свое благородное дело в условиях, когда Россия расходует последние кадровые резервы, чтобы не рухнула одна из наиболее эффективных в мире систем высшего образования, плодами которой безвозмездно пользуются богатые страны.

И я желаю всем нам встретить хороших учителей, а нашим учителям в свою очередь хотелось бы пожелать воспитать учеников, чтобы было, у кого поучиться”.

В 1967 году многие выпускники по распределению были направлены г. Раменское (Московская область). До настоящего времени там работают начальниками конструкторских бюро Казанский И.В. и Дмитриев Л.Н. Казанский И. В. разрабатывает гиромагнитные авиационные компасы.

Дмитриев Л. Н. разрабатывал навигационно-пилотажные системы Борт-45, ТУ-72 бортовой видеомагнитофон для самолетов МИГ и СУ. Осваивал показывающие приборы НПП, КПП, ПИН-72, ПКП-72, цветные видеомагнитофоны, видеокамеры и другие изделия.

В 1967 году подготовил и защитил кандидатскую диссертацию аспирант В.Д. Рожковского В.К. Тарасов. Тема диссертации была связана с динамикой проводной линии и систем с упругими связями. В диссертации также рассмотрена динамика испытательного стенда ИС ВГУ, созданного на кафедре ГПиУ под руководством А.Я. Шайденко.

После защиты диссертации В.К. Тарасов работал на кафедре “Гироскопические приборы и устройства”. В этот период он опубликовал большое количество научных работ и получил ученое звание старшего научного сотрудника. На кафедре ГПиУ В.К. Тарасов работал до 1973 года, а затем перешел на кафедру теоретической механики.

Работая доцентом кафедры теоретической механики, научную работу В.К. Тарасов вел на кафедре ГПиУ, работая совместно с В.Я. Распоповым, В.К. Карповым, О.Г. Корякиным, В.И. Родионовым. Научные направления работы – динамика стальных канатов, проводная линия связи, гиростабилизация, модальное управление.

Четвертый выпуск инженеров по специальности 0609 “Гироскопические приборы и устройства” состоялся в 1968 году (приказ № 268 ст. от 28.02.1968), группы 1221 – 1223:

Агеенкова Г. Л.

Береза Т. А.

Бондарева Р. М.

Бурмистров В. П.

Грожан П. М.

Зайцев Ю. М.

Карпова Г. В.

Костина М. Г.

Кутузов В. В.

Лобовик В. Д.

Миронов В. А.

Орлова Г. П.

Пронина Н. К.

Савенко Н. В.

Сидоров Г. В.

Терещенко О. Н.

Чумичев Ю. И.

Яковенко Л. Е.

Анистарова Г. Д.

Бессер Ю. Г.

Бонычев В. П.

Воронцова М. А.

Губарева Г. Н.

Зуева Л. А.

Кондаков В. А.

Кошинцева А. П.

Лаврова Н. С.

Лушникова М. П.

Михайлова Л. А.

Осокин Б. С.

Пьянзин В. Н.

Савичев И. В.

Сорокин Б. А.

Трошин С. В.

Шумахер Б. П.

Якушев Н. В.

Баранов Н. В.

Большаков А. М.

Бородинов В. М.

Горбушин И. Г.

Дворниченко Н. И.

Иванов Ю. А.

Корепанов Л. Г.

Куликовская М. Е.

Ларина И. Г.

Мальцева Л. М.

Мужилов А. А.

Панова В. П.

Розенфельд Б. Л.

Савичева Т. Г.

Соустов Э. В.

Фурлетов А. М.

Шумахер Л. И.

Янпольский Г. Г.

Береза Е. П.

Большакова М. С.

Барышникова Т. А.

Грибанова Г. И.

Дмитриева А. А.

Калинина М. А.

Корешников В. М.

Кузнецов В. А.

Лихватова В. Ф.

Миленков А. А.

Овсянников Г. В.

Продувнов В. И.

Савельева М. А.

Сергеева Л. П.

Тарасов В. М.

Чернышев А. Н.

Яканов В. В.

Ярасова Н. Н.

Далее...

1. Высокоточный гравиметрический комплекс "ГРИН" и "ГРИН-М"

2. Датчики ИИУ-М, ИИУ-М2, ИИУ-М3, предназначенные для измерения превышения одного рельса над другим

3. Измеритель наклона "ИН-2" для измерения угла превышения одного рельса над другим

4. Система стабилизации и управления оптической линией визирования

5. Балансировочное устройство для высокоскоростных микротурбин

6. Гироприбор для измерения углов крена и тангажа

7. Устройство отбора игл вязальной машины

8. Поплавково-турбинный счетчик газа или жидкости

9. Разработан и изготовлен учебный импульсный гироскоп УИГ-1

10. Компьютерная система диагностики бронхолегочной системы человека

11. Прибор для измерения биомеханических реакций жизненных функций организма

 

Главная| История| Персоналии| Абитуриенту| Разработки

© 2004. ТулГУ. Кафедра Приборы Управления

Hosted by uCoz