ИСТОРИЯ (1961-1976 г.г.)

РАЗРАБОТКИ КАФЕДРЫ

 
Главная
История
Сотрудники
Выпускники
Абитуриенту
Разработки
Ссылки
Гостевая книга

В то время студенты выезжали без преподавателя, старшим группы назначался староста или комсорг, и в 1961 г. я оказался старшим группы. Выехали в глубинку Плавского района автомашиной, на которой приехал за нами руководитель колхоза "Рассвет". В то время в колхозе не было никаких общественных зданий, пригодных для размещения группы студентов. Предложили нам разместиться по несколько человек в домах селян. Но мы просили изыскать возможность поселиться вместе всей группой и нам был предложен опустевший дом, где имелась одна комната и кухня. Половина группы разместилась по-суворовски на полу на соломе, вторая половина на чердаке. Это нас не смутило, веселье и юмор не покидали нас. Пищу готовили наши девушки из группы, получая хлеб, молоко, капусту и картофель. Через несколько дней головешкой из печи на фасаде домика появились две надписи “Ресторан “Рассвет”, “Hotel “Rassvet”.

Эти надписи имели последствия, так как в дальнейшем все село при встрече с нами не обходилось без веселых шуток, называя нас не студентами, а “из ресторана “Рассвет”. Работали дружно и весело. Гитара и песни были нашими спутниками”.

В 1966 г. поступил в аспирантуру Савельев В.В. и на вакантную должность ассистента был назначен Файбишенко Я.А.

Яков Александрович отлично знал оборудование самолетов, и студенты с большим интересом и увлечением изучали на его занятиях конструкцию самолетов, а также работу навигационных приборов.

В 1967 г. после досрочной защиты кандидатской диссертации на кафедре стал работать преподавателем В.Я. Распопов.

Третий выпуск инженеров по специальности 0609 "Гироскопические приборы и устройства" состоялся в феврале 1967 года (приказ № 241 ст. от 03.03.67), группы 1211, 1212:

Андриянчев В. А.

Бычкова Т. Н.

Гришава А. А.

Долнина Л. И.

Заика В.В.

Козлов А. И.

Кузнецов И. К.

Мордвинцева В. Ф.

Подруль В. Я.

Сворина В. А.

Сухинин Б. В.

Хрущев Ю. А.

Афанасьев Е. А.

Волков В. Н.

Грызлов В. И.

Евстигнеев Е. Т.

Зацепина Л. С.

Кортяк В. В.

Кузьмин В. В.

Норицина А. Н.

Полуэктов А. А.

Сергутин В. В.

Углова В. А.

Чалушкин Г. М.

Галушкин Г. М.

Дмитриев Л. Н.

Ефремова Г. Г.

Казанский И. В.

Красько Р. М.

Мельникова А. А.

Пода-Чекаленко Н. Е.

Попов Б. И.

Ставцев А. С.

Уколов В. Н.

Чухно Ю. Б.

Бурилина А. С.

Горячев Б. М.

Долгин Б. И.

Жукова З. В.

Кириллина Л. В.

Кудряшов А. Ф.

Морозов Е. А.

Подмастерьев М. Д.

Проволоцкая Т. П.

Старостин В. И.

Фомичев А. А.

Шумило А. В.

Студенты-дипломники активно привлекались к научной работе. Преподавателями кафедры Токаревым В.И., Фирсовым А.Ф. и дипломниками Сухининым Б.В., Евстигнеевым Е.Т., Грызловым В.И., которые после защиты дипломных проектов стали работать на кафедре, под научным руководством А.Я. Шайденко была разработана гиростабилизированная платформа "Меридиан" для стабилизации в пространстве актинометрической аппаратуры.

Б.В. Сухинин вспоминает: “В апреле 1967 г. после окончания Тульского политехнического института мне предложили работать ассистентом на кафедре "Гироскопические приборы и устройства" и принять участие в организации новой специальности 0622 – "Электрооборудование летательных аппаратов". Такое же предложение получили В.И. Грызлов и Е.Т. Евстигнеев, учившиеся со мной в одной группе.

Возглавлял работу по новой специальности старший преподаватель В.И. Токарев, закончивший институт годом раньше. Работа спорилась и к началу 1967-1968 учебного года кафедре, в основном, удалось подготовить необходимую лабораторную базу и учебно-методическое обеспечение по новой специальности. Я начал вести практические занятия по дисциплине "Спецглавы прикладной математики", лекции по которой читал к.т.н., доцент Распопов В.Я., а затем, подготовив курсы лекций по дисциплинам "Электропривод и следящие системы" для спец. 0609 и "Следящий электропривод" для специальности 0622, приступил к самостоятельным занятиям со студентами обеих специальностей. На протяжении нескольких лет по поручению зав. кафедрой к.т.н., доцента Шайденко А. Я. я работал секретарем Государственной экзаменационной комиссии по специальности 0609, что сыграло положительную роль в моей начинавшейся педагогической работе.

Одновременно с открытием второй специальности, совершенствованием ее лабораторной базы и учебно-методического обеспечения на кафедре активно велись НИР по оснащению кораблей погоды Главного управления Гидрометслужбы СССР гиростабилизированными платформами “Меридиан”.

Дальнейшим развитием этих работ стало оснащение научно-исследовательских кораблей "Профессор Визе" и "Профессор Зубов" Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (г.Ленинград) автоматизированными судовыми актинометрическими системами, состоящими из гироплатформы “Меридиан-М”, репитерных блоков и фотоследящей системы, предназначенными для стабилизации на качке и наведения на Солнце приборов для измерения прямой и рассеянной солнечной радиации над водной поверхностью.

С поставленными в НИР задачами коллектив, возглавляемый ст. преподавателем Токаревым В.И., успешно справился во многом благодаря тому, что к разработке аппаратуры и участию в экспедициях привлекались талантливые студенты старших курсов обеих специальностей.

В 1972 г. я был избран по конкурсу старшим преподавателем и энергично принялся за подготовку кандидатской диссертации, имея к этому времени на руках богатый теоретический и экспериментальный материал по стабилизации и ориентации актинометрической аппаратуры при проведении наблюдений с подвижных морских объектов. Разногласия возникшие в 1974 г. на кафедре заставили меня резко изменить планы. Работы по диссертации были свернуты и я перешел работать в Центральное конструкторское бюро аппаратостроения на должность ведущего инженера.

Теоретическая подготовка и практический инженерный опыт, полученный на кафедре, сыграли свою положительную роль. Через несколько лет я стал начальником сектора, затем начальником лаборатории автоматики и следящих приводов. В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию в 3 ЦНИИ Министерства обороны и возобновил свою работу на кафедре в должности доцента по совместительству.

В 1986 г. при ЦКБА был организован филиал кафедры ГПиУ. Заведовать филиалом на общественных началах поручили мне. Были подготовлены помещения, подобраны преподаватели, разработаны учебные планы и методические материалы, создана современная лабораторная база для проведения занятий студентов.

В 1990 г. после успешной защиты докторской диссертации в Военно-артиллерийской академии им. М. И. Калинина (г. Ленинград) я был назначен заместителем главного конструктора ЦКБА по автоматике и вычислительной технике, затем - заместителем генерального директора - директором НИОКР.

Большая занятость не помешала мне в 1993 г. принять предложение возглавить по совместительству кафедру электротехники и электрооборудования Тульского государственного университета.

В конце 1998 года известное в стране и за рубежом ФГУП “Конструкторское бюро машиностроения” (г. Коломна) предложило мне занять должность зам. главного конструктора - директора Тульского филиала, который организовался на базе радиотехнических подразделений ЦКБА. ФГУП КБМ специализируется на создании управляемого ракетного вооружения и активно внедряет в свои разработки уникальные технологии радиолокационной техники мм-диапазона радиоволн.

В последнее время усилия разработчиков сосредоточены на создании высокоточных всепогодных и всесуточных комплексов, имеющих каналы поиска, прицеливания и наведения вооружения, характеристики которых инвариантны к изменениям состояния приземного слоя атмосферы”.

Выпускник кафедры 1967 года Е.Т. Евстигнеев проработал на кафедре до настоящего времени. Он является куратором специальности “Электрооборудование ЛА.

Научные интересы Е. Т. Евстигнеева связаны с разработкой систем горизонтальной коррекции гиропрборов и фильтров для компенсации динамических ошибок гироприборов, вызванных знакопеременными угловыми и линейными и ускорениями объекта.

“Одногруппник” Б.В. Сухинина и Е.Т. Евстигнеева, связавший свою судьбу с высшей школой, А.А. Фомичев делится своими воспоминаниями: “После окончания механического техникума я второй год работал конструктором на одном из заводов г. Коврова. Вскоре на завод, как я теперь понимаю с профориентационной целью, приехал молодой преподаватель Тульского механического института, который выступил перед нами, тогда молодыми специалистами, с интересным рассказом о гироскопическом эффекте в физике, о проблемах инерциальной навигации, путях их решения. Как я потом узнал, это был Ю.И. Пронюшкин. Начал он свое увлекательное выступление с использования свойств быстровращающихся тел в детских играх, а закончил использованием гироскопов в авиации, флоте, транспорте, горном и в военном деле. В результате я был командирован предприятием в Тульский механический институт для обучения специальности 0609, “Гироскопические приборы и устройства”. К этому времени я уже прошел заочно первый курс обучения в одном из Московских вузов.

Осенью шестидесятых мое обучение началось с поездки на сельхозработы в один из районов Тульской области. Не секрет, что такие поездки организовывались в добровольно-принудительном порядке, тем не менее, и сейчас, спустя много лет, приятно вспомнить тот деревенский дом, где мы жили вместе всей группой. В то время мы были в возрасте, когда основное желание - быть красивым и нравиться другим. И как поется в песне, “тогда мы были молодые и чушь прекрасную несли.”

Отражая многочисленные набеги великовозрастных старшекурсников, среди которых был отмечен, кстати, и один из нынешних проректоров нашего университета (в те времена скрывался под псевдонимом "Сэм"), в попытке взять в любовный плен "наших" девочек, мы не задумывались, ради чего жертвовали своим здоровьем, защищая нашу "общую" дом-крепость. К тому же многие из наших девочек и сами были не прочь сдаться.

Вглядываясь сейчас в их фотографии, я ловлю себя на мысли - почему в студенческую пору я не замечал, что они так красивы. Думается, что, тем, кто, штурмуя, выламывал окна, во время нашего колхозного "сидения", виделись лишь внешние прелести наших однокашниц, а проникнуть в их внутренний мир и оценить их душевную красоту удалось, увы, немногим (и я не исключение). Это и хозяйственная и очень женственная, проявляющая почти материнскую заботу о нас, Аллочка Хрущевская, от которой уже в те годы веяло семейным уютом (вышла замуж и родила ребенка на первых курсах), и умница, страдалица, всегда готовая прийти на помощь. Валя Андрюшкина (Свирина, также вышедшая рано замуж, и родившая мальчика) и наша супермодель, отличная волейболистка и "хорошая" комсомолка, переодетый ангел Людочка Кириллина (Маслова). Это и обворожительная, и головокружительная Таня Бычкова (на последнем курсе стала Горячевой), типичная представительница наступающей эпохи великих женщин. Это и моя землячка, надежный товарищ, обстоятельная Валя Назарова (на старших курсах Мордвинцева), спокойная, рассудительная, истинная тулячка Люба Алешина (Домнина). И, наконец, хранительница нашего целомудрия, совесть нашей группы, наша любимица Валя Углова (впоследствии Бурак).

Была ли хоть какая-нибудь польза от нашего "добровольного" труда в деревне я и до сих пор понять не могу, но то, что такое относительно длительное совместное проживание всей группы, еще на втором курсе, как-то сблизило нас всех, – несомненно. Кстати, на сельхозработах с нами не было прикрепленного преподавателя. Тем не менее, мы были достаточно организованы, учились сами принимать ответственные решения, и чувствовали себя вполне самостоятельными.

Многому нас учили в вузе, но только позже начинаешь понимать, что это значит. Например, тогда мы задавали себе вопрос: “Зачем нам читают такие большие по объему курсы математики, физики, механики, сопромата и других, как потом оказалось, фундаментальных дисциплин?”. Казалось к тому же, что преподаватели высоко выставляют планку на экзаменах по этим дисциплинам.

Я искренне благодарен тем преподавателям вуза и кафедры, кто высоко держал образовательную планку. Мы тогда думали, что главное, это приобрести профессиональные навыки инженера. И кафедра многое для этого делала.

Удачно подобранные места практик производили на нас неизгладимое впечатление чистой производственных цехов, высокой личной гигиеной работников, высокими технологиями, прецизионной точностью при изготовлении комплектующих деталей, практически ювелирной сборкой изделий, организационной и информационной насыщенностью рабочих мест и, наконец, настоящими, “живыми” изделиями. Представляется весьма продуктивной и идея сквозного и комплексного проектирования, которая внедрялась на кафедре тогда еще совсем молодыми преподавателями. Мне пришлось принять участие в таком проектировании, где мы, студенты разных курсов, вместе обсуждали проблемы, а иногда и сами ставили задачи, конструировали, рассчитывали то, что в итоге вылилось (правда, уже после того, как мы закончили обучение) в совсем реальную гироплатформу.

Далее...

1. Высокоточный гравиметрический комплекс "ГРИН" и "ГРИН-М"

2. Датчики ИИУ-М, ИИУ-М2, ИИУ-М3, предназначенные для измерения превышения одного рельса над другим

3. Измеритель наклона "ИН-2" для измерения угла превышения одного рельса над другим

4. Система стабилизации и управления оптической линией визирования

5. Балансировочное устройство для высокоскоростных микротурбин

6. Гироприбор для измерения углов крена и тангажа

7. Устройство отбора игл вязальной машины

8. Поплавково-турбинный счетчик газа или жидкости

9. Разработан и изготовлен учебный импульсный гироскоп УИГ-1

10. Компьютерная система диагностики бронхолегочной системы человека

11. Прибор для измерения биомеханических реакций жизненных функций организма

 

Главная| История| Персоналии| Абитуриенту| Разработки

© 2004. ТулГУ. Кафедра Приборы Управления

Hosted by uCoz