ИСТОРИЯ (1961-1976 г.г.)

РАЗРАБОТКИ КАФЕДРЫ

 
Главная
История
Сотрудники
Выпускники
Абитуриенту
Разработки
Ссылки
Гостевая книга

Противоположностью по внешним данным, человеком старой интеллектуальной закалки был зам. декана Н.Т. Ананьев. Я был счастлив с ним увидеться на 70-летнем юбилее Тульского госуниверситета в ноябре 2000 г. Правда, он произнес как-то виновато грустную фразу: “Вот видите, я еще жив”.

Надо сказать, что нам, студентам, везло на хороших преподавателей. Перечислю только наиболее запомнившихся мне: доцент Н.П. Лисицин – начертательная геометрия, доцент М.А. Акивис – аналитическая геометрия, доцент П.И. Цой – математический анализ, доцент И.А. Коганов – технология машиностроения, доцент Ф.М. Седыкин – электрохимические методы обработки, профессор Я.М. Хаймович - металлорежущие станки, доцент С.Н. Головин - материаловедение, доцент Н.Н. Дижечко - теория машин и механизмов, доцент И.А. Клусов - математическая статистика, доцент А.М. Богородицкий – математика, ст. преподаватель Д.М. Богородицкий - теоретическая механика,

Судьба меня свела с А.М. Богородицким на вступительных экзаменах в Тульский механический институт. Поскольку конкурс был большим (9 человек на место), то, видимо, по этой причине он давал дополнительные задачи повышенной трудности. Мне хотел поставить “4” со словами: “Вижу, что Вы способный юноша, но, кажется, нет чёткости в изложении конечного результата”. Я попросил его сказать, что он имел в виду относительно чёткости изложения. Тогда А.М. Богородицкий взмахнул энергично руками, посмотрел на меня поверх очков и дал задачу с тремя звёздочками по трудности. Так случилось, что эту задачу я решил за две минуты, но не мог в это поверить. Поскольку решение было нестандартным, то он вначале сильно сомневался, а проверив, поставил “5” и похвалил. В сентябре А.М. Богородицкий увидел меня в коридоре, подошёл ко мне и сказал: “Вы единственный, кто решил эту задачу”. Я был крайне удивлен тем, что он меня запомнил. Впоследствии я консультировался у него по поводу ряда работ, включая дипломный проект.

Запомнился эпизод на экзамене по теоретической механике у Д.М. Богородицкого. Ответы на вопросы студенты писали только на доске, так как, видимо, зрение у него было неважное. Первое, что он спросил: “Ты кто такой? Я тебя на лекциях не видел!” Действительно, механику мне нравилось изучать по учебникам, в частности, Лойцянского и Лурье. Я написал ответы на двух досках: на первой - теорию, на второй - решение задач. Вдруг Д.М. Богородицкий покинул аудиторию минут на 20, оставив ассистентку. Возвратившись и увидев написанное, произнес вторую фразу: “Всё списал, стирай”. Я стер и стал писать при нем, но настроение “уже не то”. Быстро бегая по аудитории, он остановился около доски, ткнул скрюченным пальцем и сказал: “Неправильно”. Оказывается Д.М. Богородицкий незаметно стер написанные буквы, но я тут же исправил. Он вручил мне закрытую зачетку и сказал последнюю фразу: “Иди” - имел привычку ставить отметку без объяснения. Отметка могла быть от двух до пяти, но мне досталась пятерка к моему удивлению. Д.М. Богородицкий ставил “рекорды”, некоторые студенты на моей памяти “делали заходы” по 12 раз (т.е. по сути нарушались министерские правила). Все знали, что в Москве у него работает сын Главным конструктором Всесоюзного НИИ Подшипникостроения - Дмитрий Дмитриевич Богородицкий. Судьба меня свела достаточно близко с Д.Д. Богородицким, когда учился в аспирантуре МВТУ им. Н. Э. Баумана (с 1964 г.) на кафедре "Гироскопические приборы и устройства". Д.Д. Богородицкий ко мне очень хорошо относился и по сути был основным оппонентом по моей кандидатской диссертации, скрупулезно разобравшись в материале по прецизионным трехколечным шарикоподшипникам. Д.Д. Богородицкий был инициатором создания известного предприятия “Лоза” по разработке приборных шарикоподшипников – за эту работу он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Конечно, память сохранила и многие другие имена преподавателей. Так получилось, что на дипломном проекте я столкнулся с расчетом суперфинишной головки для шлифовальной обработки поршней клапанов двигателя подводной лодки. Рабочая часть головки представляла собой сложную пневматическую колебательную многомассовую систему. По совету А.М. Богородицкого, который консультировал меня по математической модели механической системы (в частности, по его совету я использовал преобразование Фурье), я обратился к профессору Б.М. Подчуфарову, крупному специалисту в области расчета автоматических систем военного применения. Б.М. Подчуфаров и его ученик Л.С. Бакланов оказали мне неоценимую помощь в овладении основами термодинамики с переменным количеством рабочего тела. Для описания термодинамической модели использовалась система пяти нелинейных дифференциальных уравнений (в частных производных), предложенная известным ученым в области расчета артиллерийских систем профессором М.А. Мамонтовым, который любезно провел со мной две консультации, несмотря на свою занятость. Впоследствии моя работа “Расчет суперфинишной головки шлифовального станка” заняла I место на Всесоюзном конкурсе студенческих работ в 1961 г.

Б.М. Подчуфаров представил меня проректору института по научной работе А.Я. Шайденко, который в то время организовывал кафедру "Гироскопические приборы и устройства" и – совместно со старшим научным сотрудником Е.И. Поповым – филиал Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта. Б.М. Подчуфаров назвал меня "хват-малым", видимо, за быстрое решение расчетной части дипломного проекта.

А.Я. Шайденко пришел ко мне на защиту дипломного проекта, задал мне три вопроса. В этот же день он официально предложил мне работать ассистентом кафедры, почему-то спросив: “Готовы ли вы к дальним и долгим путешествиям на немагнитной шхуне “Заря”?” От романтических иллюзий перехватило дыхание и я, конечно, ответил утвердительно.

А.Я. Шайденко был человеком незаурядного организаторского таланта. Каким-то внутренним чутьем находил незаполненные ниши в научной и учебной работе, соответствующие духу времени.

В 1961 г. вышло постановление Совета Министров СССР по развертыванию подготовки специалистов в области гироприборостроения. “Золотой век” гироскопии вступал в свои права. А.Я. Шайденко, по специальности - оружейник (кандидатская диссертация посвящена истории создания отечественного стрелкового оружия, в частности, трехлинейной винтовке Мосина), резко сменил направления своих научных работ и переориентировался в область гироскопов. При этом в кратчайший срок заключил хозяйственные договора, установил научные связи с ведущими учеными и организациями в области гироприборостроения, в частности, с Институтом физики Земли им. О.Ю. Шмидта Академии Наук СССР (директор Ю.Д. Буланже), МВТУ им. Н.Э. Баумана (профессор С.С. Тихменев и др.), Институтом прикладной механики АН СССР (директор академик А.Ю. Ишлинский), (профессор В.А. Павлов и др.) и т.д. Понимая важность переквалификации молодых преподавателей, А.Я. Шайденко организует в 1963 - 1966 годах учёбу Ю.И. Пронюшкина и С.В. Рогова в Ленинградском институте авиационного приборостроения, В.А. Матвеева - в МВТУ им. Н. Э. Баумана, В.К. Карпову ставит задачу взаимодействия с сотрудниками ИФЗ им. О.Ю. Шмидта и т.д.

Организаторский дух передался молодым преподавателям и сотрудникам кафедры, интенсивно находившим пути оснащения лабораторий гироприборами и гиросистемами, соответствующей литературой и техническими описаниями, которые безвозмездно передавались по соответствующим решениям Совета Министров СССР. В частности, по вопросам научного, методического и аппаратурного обеспечения мне удалось встретиться в 1961 г с зав. кафедрой МВТУ им. Н.Э. Баумана, профессором С.С. Тихменевым, академиком А.Ю. Ишлинским, зав. кафедрой Московского авиационного института профессором Б.А. Рябовым ( родом из Тулы ), профессором МАИ Г.А. Сломянским, профессором Г.О. Фридлендером, Генеральным конструктором ЦНИИАГ академиком Погожевым (запомнилась на лацкане его пиджака Звезда Героя Социалистического Труда), Главным конструктором Раменского приборостроительного КБ С.В. Зеленковым, доцентами МВТУ им. Н. Э. Баумана Е.А. Никитиным, В.И. Горбуновым, С.А. Шестовым, В.А. Бауманом и др.

По поручению А.Я. Шайденко удалось привезти в Тульский механический институт несколько грузовых машин с кондиционными приборами и соответствующей аппаратурой, которую выделили в кратчайший срок Главный штаб ВВС (источники питания, гировертикали, ЦГВ, гирополукомпасы, датчики угловых скоростей и др.), РПКБ (курсовертикали, ДГМК, ГМК, АГИ, элементы гироприборов и др.), ЦНИИАГ (танковые гиростабилизаторы, аппаратура для испытаний), завод г. Тамбова (гиромоторы, гироузлы, потенциометры) и др.

На базе привезенного оборудования были созданы лаборатории по гироприборам и гиростабилизаторам. Мне было поручено организовать (1961г.) лабораторию "Элементы гироприборов" на ул. Менделеевской в здании Никитской церкви, которое отдано Тульскому механическому институту и Тульскому филиалу ИФЗ.

Впоследствии вышла книга ленинградских авторов Н.Ф. Бабаевой и др. "Детали и элементы гироскопических приборов", и нами с удовлетворением было отмечено, что идеология по постановке 10 лабораторных работ оказалась верной. Надо сказать, что всю материальную часть лабораторных макетов изготовил весьма аккуратно и грамотно электромеханик А.И. Федосов.

Очень помогал в подготовке лабораторных работ заведующий лабораторией кафедры А.М. Червонный – верный “Санчо Панса” на службе А.Я. Шайденко.

В этот период неожиданно возникли небольшие конфликтные ситуации, связанные, с моей точки зрения, со сложным характером А.Я. Шайденко. Впоследствии это послужило основной причиной ухода в аспирантуру МВТУ по моей инициативе.

В целом все-таки работа спорилась, и А.Я. Шайденко успешно выполнял роль формального и неформального лидера. Одни мероприятия по технике безопасности чего стоили, особенно после летней трагедии 1961 г. в корпусе “М”. В лаборатории, где были твердотопливные двигатели, возник пожар, возможно, по вине одного из студентов. Началось возгорание целлулоида, который находился на макетных образцах. Железную дверь с кодовым замком заклинило, и четверо студентов задохнулись в ядовитом дыму. Пожарных долго не пускали, так как лаборатория была секретная. Помню, что я прошел сквозь дым достаточно просто, так как обмотал голову мокрым полотенцем. Среди погибших была очень красивая девушка с длинной толстой косой. Хоронили студентов всей Тулой. По радио “Свобода” говорили о пожаре в ядерной лаборатории Тульского механического института.

С 1 сентября 1961 г. по 1 сентября 1962 г. я стажировался в МВТУ им. Н.Э. Баумана, результатом чего была сдача кандидатского экзамена по специальности. В это время мне удалось посещать вместе со студентами дневного отделения лекции профессоров П.В. Бромберга, Д.С. Пельпора, И.А. Михалева, Е.А. Никитина, С.С. Тихменева и других. Подготовив ряд лекционных курсов, я возвратился в Тульский механический институт и читал лекции студентам по гироприборам и гиростабилизаторам.

С июля 1961 г. я был подключен к проблеме создания гиростабилизатора для гравиметра”.

В декабре 1961 г. кафедра имела следующий преподавательский и лаборантский состав:

1. Шайденко Анатолий Яковлевич - заведующий кафедрой, доцент.

2. Матвеев Валерий Александрович – ассистент.

3. Пронюшкин Юрий Иванович- ассистент.

4. Рогов Сергей Васильевич - ст. инженер НИС.

5. Червонный Андрей Михайлович – лаборант.

6. Ярасов Николай Павлович - лаборант.

Кафедра размещалась в двух лабораториях в четвертом корпусе на четвертом этаже и имела маленькую мастерскую, где лаборанты А.М. Червонный, Н.П. Ярасов, а позднее, С.А. Никушин и А.И. Федосов, изготавливали электрощитки и электропроводку, необходимые для питания авиационных приборов электроэнергией.

1 сентября 1961 г. на машиностроительном факультете Тульского механического института начали обучение студенты первого курса по специальности 0609 "Гироскопические приборы и устройства" (группы 1211, 1212). Одновременно с первым набором приступила к занятиям и группа второго курса, набранная из числа закончивших первый курс на других специальностях. 1 сентября 1962 появилась на четвертом курсе еще одна группа, набранная из студентов старшекурсников других специальностей, которая и стала первым “гироскопическим” выпуском.

Быстрому росту кафедры способствовали хозяйственные договора под научным руководством А.Я. Шайденко, заключенные с Институтом физики Земли имени О.Ю. Шмидта. Первым был договор на разработку и изготовление гиростабилизированной платформы "Горизонт" для гравиметров, созданных в ИФЗ АН СССР.

В конце 1962 года с Пензенского завода электрооборудования была получена первая аналоговая моделирующая машина МН-7 и две балансировочные машины “Луна-3” для динамической балансировки роторов гиромоторов. С Раменского приборостроительного завода получили партию действующих гироагрегатов и испытательный стенд автопилота АП-15.

Лаборант Федосов А.И. принимал деятельное участие в монтаже лабораторных установок, создании действующей модели привода гидравлических рулевых машинок автопилота АП-28. Для запуска этого оборудования была смонтирована электроагрегатная, обеспечивающая снабжение лабораторий напряжением 27В; 36В, 400Гц; 220В, 50Гц и 40В, 1000Гц. “Генератор на 40В, 1000Гц смогли достать только в начале 1963 г.”, - вспоминает А.И. Федосов.

Коллектив кафедры спроектировал и сумел создать гироплатформу "Горизонт". Морские испытания платформы показали ее хорошие качества и правильность решения задачи стабилизации. Задумана новая модель гироплатформы, получившая название "Север". Одного из разработчиков этой установки Ознобкина О.Д. пригласили работать преподавателем на кафедру.

В 1963 г. А.Я. Шайденко заключает хоздоговор на изготовление и монтаж на территории Тульского механического института испытательного стенда вертикальных и горизонтальных ускорений (ИСВГУ), разработанного в ИФЗ АН СССР для испытаний гравиметров при больших горизонтальных и вертикальных ускорениях и рассчитанного на вес гиростабилизированой платформы. Этот договор позволил кафедре приобретать не только оборудование и материалы для создания стенда, но и приборы для учебного процесса, а также организовать в Туле лабораторию по испытаниям гравиметров на ул. Менделеевской.

Ректорат института содействовал быстрому становлению кафедры, выделяя большие средства и оборудование. “Накопление оборудования, - вспоминает С.В. Рогов, - продвигалось такими темпами, что представляло собой бесконечную череду такелажных работ. К тому времени я получил лабораторию 312 и грузовые потоки шли тремя путями: в "каптерку" А.М. Червонного (1 этаж), лабораторию 405 (4 этаж) и лабораторию 312 (3 этаж). Благо, что появившийся на кафедре однокашник Ю.И. Пронюшкина О.Д. Ознобкин, был достаточно мощным человеком".

О.Д. Ознобкин создал и ввел в строй лабораторию гиростабилизации, активно участвовал в госбюджетных и хоздоговорных НИР. Он был ответственным исполнителем хоздоговорных работ по проектированию, изготовлению и внедрению в эксплуатацию нескольких гиростабилизированных платформ.

Коллектив кафедры увеличивался: пришел на кафедру ассистентом Сошнев С.И., окончивший институт в 1962 году.

А.И. Федосов вспоминает, что большая часть времени уходила на рост и становление кафедры, ее учебной базы. Энтузиазм и работоспособность каждого преподавателя были огромны. Так, на выделенных кафедре помещениях по ул. Менделеевской были организованы две лабораториии. Одну из них, "Элементы гироприборов" создавал В.А. Матвеев, а другую, "Гирокомпасы" - С.И. Сошнев. Для этого из г. Пушкина Ленинградской области был получен комплект гирокомпасов “Курс-3” и “Гиря-М”. Очень интересным оказался гирокомпас с одним массивным гиромотором на торсионной подвеске и ртутной коррекцией.

Гирокомпас был подарен кафедре работниками ремонтной базы корабельного оборудования в г. Пушкине в неисправном состоянии. С.И. Сошнев, и лаборанты А.И. Федосов и П.В. Невский сумели восстановить и запустить его. В этой же лаборатории были и два прибора: указатели курса на гироскопах направления, одинаковые конструктивно, но один из них имел подшипниковые узлы с оживляемыми сепараторами, отсюда и разность в показаниях точности. Лаборатория, кроме того, имела стандартные источники электропитания гироскопов, что давало возможность сравнивать эти образцы с современными разработками.

В 1963 г. окончил институт Карпов В.К., сделавший дипломный проект под руководством А.Я. Шайденко.

В.А. Матвеев вспоминает, что конструкцию гироплатформы "Горизонт" В.К. Карпов разрабатывал, не отходя от кульмана иногда по 10 часов. “Он производил мужественное впечатление, несмотря на свою молодость. Говорил басом, оригинально смеялся, ходил, будто проглотив аршин, и всегда - в черном костюме и английских туфлях. Впоследствии его сравнивали с голливудским актером М. Брандо”.

Далее...

1. Высокоточный гравиметрический комплекс "ГРИН" и "ГРИН-М"

2. Датчики ИИУ-М, ИИУ-М2, ИИУ-М3, предназначенные для измерения превышения одного рельса над другим

3. Измеритель наклона "ИН-2" для измерения угла превышения одного рельса над другим

4. Система стабилизации и управления оптической линией визирования

5. Балансировочное устройство для высокоскоростных микротурбин

6. Гироприбор для измерения углов крена и тангажа

7. Устройство отбора игл вязальной машины

8. Поплавково-турбинный счетчик газа или жидкости

9. Разработан и изготовлен учебный импульсный гироскоп УИГ-1

10. Компьютерная система диагностики бронхолегочной системы человека

11. Прибор для измерения биомеханических реакций жизненных функций организма

 

Главная| История| Персоналии| Абитуриенту| Разработки

© 2004. ТулГУ. Кафедра Приборы Управления

Hosted by uCoz